Все документы, касающиеся создания технополиса, уже подготовлены и утверждены министром обороны Сергеем Шойгу. Это и концепция развития инновационного парка, и перечень мероприятий, которые нужно провести.
Научным руководителем «Эры» будет президент Курчатовского института Михаил Ковальчук. А исследования, по словам Кордюкова, будут идти по восьми приоритетным научным направлениям.
Это робототехника, информационная безопасность, автоматизированные системы управления и информационно-телекоммуникационные системы, энергетика и технологии жизнеобеспечения, техническое зрение и распознавание образов, информатика и вычислительная техника, биотехнические системы и технологии, нанотехнологии и наноматериалы.
Примечательно, что исследования по некоторым из направлений уже идут полным ходом.
- Уже сформированы 4 научные роты, - говорит Роман Кордюков. - Они созданы на базе Главного центра предупреждения о ракетном нападении космических войск в Красногорске и военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (г. Воронеж). Эти роты уже проводят разработки, которые предусмотрены концепцией «Эры» и которых нет в существующих двенадцати научных ротах. Мы рассчитываем, что промежуточные результаты будут уже к моменту открытия технополиса.
В ближайшее время будут созданы 18 лабораторий, для оснащения которых Минобороны закупит более 800 образцов уникального оборудования. «Уникальное» - это не для красного словца. По словам Кордюкова, закупается только то оборудование, которого нет ни в научных организациях Минобороны, ни вообще в России.
- Сейчас формируется инструкция, по которым мы будем подбирать кадры, - говорит Роман Кордюков. - В ней очень много критериев - нам нужны специалисты, способные видеть перспективы, умеющие ставить и решать нестандартные исследовательские задачи и способные работать в творческом коллективе. Предпочтение отдается кандидатам с ученой степенью. И конкурс уже сейчас — пять человек на место. Кроме того, многие предприятия ОПК с большим интересом рассматривают возможность создания своих удаленных подразделений в технополисе «Эра». Нам поступило несколько предложений от предприятий. Они готовы прийти в технополис со своими коллективами ученых и даже со своими лабораториями, чтобы развивать направления, которые нас интересуют.
Как в рамках технополиса «Эра» будет задействован Фонд перспективных исследований (ФПИ) - организация, созданная как раз для содействия научным исследованиям в интересах обороны страны? Об этом Романа Кордюкова спросил один из журналистов.
- Фонд, безусловно, будет работать в технополисе, ведь он упомянут в Указе президента, - ответил врио начальника ГУНИД. - Предполагается, что финансирование ключевых инновационных проектов будет осуществляться в том числе и через ФПИ. Сейчас мы формируем совместную программу исследований. Ожидаем, что фонд будет активно участвовать в работах по различным направлениям.
- Нет ли планов перевести научные роты на контрактную основу? - это вопрос корреспондента «Звезды». - Ведь год службы - слишком мало для масштабных научных разработок.
- Приглашаю вас на форум «Армия-2018», - улыбнулся Роман Кордюков. - Вы увидите, что бойцы научных рот многое успевают за этот срок. Но открою секрет: мы действительно рассматриваем вопрос о формировании в будущем научных рот на контрактной основе. Это будет новая модель, которую нужно хорошо проработать.
В Минобороны рассчитывают, что и расположение, и условия работы и жизни привлечет в «Эру» талантливых молодых ученых. Шутка ли, жилой фонд «Эры» будет превышать 1400 квартир. Согласно планам, к 2020 году должно быть развернуто более 2000 специализированных рабочих мест. Это позволит проводить не менее 45 исследований одновременно. Кроме того, по предварительной оценке, в Технополисе будут функционировать представительства около 100 организаций с собственными лабораториями.
- Наверное, многие видели телесюжет о мальчике, который на «Уралвагонзаводе» представлял модель беспилотного танка, - сказал в заключение Роман Кордюков. - Мы встречались с ним. И первый его вопрос был такой: «А меня возьмут в «Эру». Думаю, для многих молодых ученых это сейчас главный вопрос. Если бы я был лейтенантом и меня бы спросили, пойду ли я в новый технополис... Я бы не то что пошел, побежал бы.